Хроники Гондала (The Gondal Chronicles, 1831)

Хроники Гондала и страна Гаалдин — серия новелл о выдуманных мирах, совместное творчество Эмили и Энн Бронте. Предыстория создания этого захватывающего фантазийного путешествия — проста и в то же время гениальна. Летом 1826 года отец сестер, Патрик Бронте, привез из Лидса ящик с деревянными солдатиками для сына Бренуэлла. Здесь были Наполеон и его маршалы, герцог Веллингтон со своим генеральным штабом. Со временем они преобразились в героев вымышленной страны Ангрии, история которой, сочиненная Шарлоттой и Патриком Бренуэллом, была записана в крошечных самодельных книжечках, сохранившихся до наших дней.

Спустя некоторое время двенадцатилетняя Эмили, объединившись с Энн, придумала соперничающее королевство — Гондал. Это был огромный скалистый, обдуваемый холодными ветрами остров в северной части Тихого океана. Суровой природой он напоминал родные места Эмили. Этот край озер и гор она населила людьми сильными и свободолюбивыми, наделив их богатым воображением и бурными страстями. Политически Гондал напоминал конфедерацию провинций, управляемых на династической основе. Здесь, как и в Ангрии, не утихала вражда, плелись интриги, зрели заговоры, велись войны, совершались великие подвиги и кровавые злодеяния.

Это был яркий мир, наполовину созданный буйной фантазией подростков, наполовину вычитанный из книг, где Вальтер Скотт соседствовал с Анной Радклиф, создательницей «романа ужасов», а Оссиан — с Байроном. В истории Гондала ожил романтический дух старинных народных баллад, гэльских легенд и преданий, с которыми детей знакомили няня и отец, выходец из Ирландии.

Со временем фантазии Эмили становится тесно в пределах острова, появляется еще один — Гаалдин, расположенный в тропических широтах. Моряки Гондала покоряют его, но вспыхивает восстание, да и на самом Гондале уже вовсю идет борьба между республиканцами и роялистами. Вымышленный мир Эмили оказался намного ближе к социальным коллизиям современности, нежели Ангрия.

Многие впечатлительные дети придумывают подобные игры, но случай Эмили уникален: единственная из больших писателей, она превратила детский миф в почву и арсенал своей поэзии. Поэзия рано стала духовной потребностью Эмили, она писала стихи втайне от всех, не помышляя быть услышанной. Возможно, при ее скрытности, это был единственный способ самовыражения. Значительная часть ее стихов (а их около двухсот) связана с сагой о Гондале. В них возникают знакомые образы короля Дугласа и лорда Альфреда, Джулиана, заточенного в отцовском замке, и Брензайлы, предводителя повстанцев Гаалдина, мятежника Заморны и короля Джулиуса Ангоры. Это героические натуры, сродни байроновским Гяуру, Ларе, Шильонскому узнику, гордые, непреклонные протестанты. Главная героиня мира — «роковая женщина», страдающая королева Августа Джеральдина Альмеда (Рошель, Розина — ее модификации). Высокомерная, жестокая, деспотичная, она несет гибель своим мужьям, возлюбленным, детям.

Энн оставила нам список гондалских географических названий, записанных ею на переплете учебника по географии, которым, предположительно, девочки пользовались не столько для справок, сколько в поисках пищи для воображения. Названия эти неоднократно встречаются во взрослых сохранившихся стихах Эмили и Энн:

  • Александрия, королевство на Гаалдине.
  • Алмедор, королевство на Гаалдине.
  • Элсраден, королевство на Гаалдине.
  • Гаалдин, большой остров, недавно открытый в Южном Тихом океане.
  • Гондал, большой остров в Северном Тихом океане.
  • Регина, столица Гондала.
  • Ула, королевство на Гаалдине, управляемое четырьмя государями.
  • Зелона, королевство на Гаалдине.
  • Зедора, большая провинция на Гаалдине, управляемая вице-королем.

Гондал далек от йоркширской повседневности, но его герои в высшей степени близки по духу, темпераменту, мироощущению «затворнице Хоуорта». Их сердца лед и пламень. Эмили заразила их безумной жаждой любви и свободы. Вместе с тем каждый из них становится пленником своей страсти, любовь, безнадежная, неразделенная, превращается в муку и проклятие. Она наделила их нравственным ригоризмом, собственными представлениями об этических ценностях, согласно которым преступным грехом считалась измена, предательство, а величайшим достоинством — верность. Она заставила их искать уединения и томиться одиночеством, страдать от сознания неосуществимости мечты, размышлять о предопределении, о смысле человеческого предназначения, о жизни и смерти.