Королевство Ангрия (Tales of Angria, 1834)

Серия новелл «Королевство Ангрия» была написана Шарлоттой Бронте совместно с братом Бренуэллом в их школьные годы. Действие происходит в Ангрии — фантастической стране. Романтические фигуры героев, населявших эту страну грез, главным из которых был своенравный и обольстительный граф Заморна, создавались под сильным влиянием поэзии Байрона, «Корсара» и «Гяура». Шарлотта и Бренуэлл сочинили несколько десятков рассказов, стихотворений и дневников, написанных от лица вымышленных персонажей, продолжая эту литературную игру, когда обоим было уже за двадцать. Мелко же рукопись была выведена потому, что его должны были «прочитать» солдатики Бренуэлла, а также, чтобы сэкономить бумагу и не оставить взрослым ни малейшей возможности прочитать написанное.

Рассказ «Отель Стэнклифф» из серии «ангрийских новелл» был написан Шарлоттой Бронте в 1838 году, когда ей исполнилось 23 года. Путь к читателю рассказа «Отель Стэнклифф» оказался достаточно долгим из-за непростой судьбы самой рукописи. Оригинал — небольшие листочки, исписанные мелким почерком (более тысячи слов на каждой странице) — после смерти автора попал в Ирландию, а затем в США, в частную коллекцию. В конце концов, рукопись вернулась в Англию и хранилась в музее сестер Бронте, расположенном в графстве Йоркшир в доме, где выросли будущие писательницы.

Ни по стилю, ни по сюжету «Стэнклиффская гостиница» не походит на «Джейн Эйр». «Стэнклиффский отель» представляет собой своего рода сериал, составленный из крошечных иронических текстов, не связанных между собой ничем, кроме рассказчика, и высмеивающих моды, погоды и взгляды, принятые в тридцатых годах девятнадцатого века в Англии. Все повествование ведется от лица Чарльза Таунсенда, светского льва и денди, который чуть ли не в первых же строках признается: ему нужно полчаса, чтобы одеться, и еще столько же, чтобы понять, насколько хорошо он это сделал. Исследователь творчества Бронте, Хизер Глен, преподающая в Кембриджском университете, считает, что этот рассказ показывает Шарлотту в новом свете: «ее считали скорее женской писательницей, которая пишет о своих собственных мелких проблемах». Но этот роман, по мнению Хизер Глен, написан с большим юмором и вызовом и в нем даже есть что-то от модернистской манеры в способе организации композиции и текстового пространства.