Эмма (Emma, 1854)
Скачать книгу Эмма (Констанс Сейвери, на русском языке)
«Эмма» — это последний роман Шарлотты Бронте; она работала над ним перед смертью и успела завершить лишь две главы романа. Впервые он был опубликован в журнале «Cornhill Magazine», главным редактором которого был Уильям Теккерей. Наряду с «Учителем», первым романом Шарлотты, «Эмма» удачно дополняет галерею образов учителей и сирот-учениц, выведенных в произведениях писательницы.
Шарлотта успела написать лишь 20 страниц рукописного текста этого романа (2 главы) в 1854 году. Позже книга была завершена писательницей Констанс Сейвери (Constance Savery), опубликованная под псевдонимом «Another Lady». Констанс, скончавшаяся не так давно, в марте 1999 года на 101-м году жизни, — автор многочисленных произведений для детей, историко-приключенческих романов об Англии периода 18-19 веков.
Помимо этого, существует еще одна версия продолжения романа, которую «дописала» Клер Бойлен (Clare Boylan) в 2003 году под названием «Эмма Браун» (Emma Brown).
Однако вернемся к двум главам, написанных рукой Шарлотты Бронте. Повествование начинается от лица вдовы миссис Изабелл Чалфонт (Isabel Chalfant), живущей в доме в уютной местности. Недалеко от ее дома открывается пансион «Фуксия» для девочек, и это событие скрашивает ее одинокую жизнь — она знакомится с двумя сестрами Уилкокс — основательницами школы.
Однажды в пансионе происходит необычное событие, сначала показавшееся совершенно ничем не примечательным. Мистер Фицгиббон (Mr Fitzgibbon)привел в пансион свою дочь Матильду — новую ученицу, поручив ее лично в руки мисс Уилкокс (Miss Wilcox). Посулив сорок фунтов в год за обучение девочки, впечатлив основательницу «Фуксии» прекрасными манерами, изысканностью и внешним лоском, мистер Фицгиббон оставил лишь свою визитную карточку, и удалился.
С этого момента юная мисс Фицгиббон стала негласной любимицей мисс Уилкокс, которую последняя холила, водила с собой на прогулки, и усаживала рядом с собой за столом. Однажды от мистера Фицгиббона пришло письмо, в котором говорилось о том, что его дочь унаследует все его поместья — этот факт лишь укрепил убеждение мисс Уилкокс следовать своему принципу, и продолжать усиленно лелеять кроху. Естественно, большинство учениц недолюбливали Матильду не только из-за того, что она стала любимицей директрисы, но и потому что девочка действительно была не общительна и заносчива.
Однажды мисс Уилкокс отправила письма всем родителям своих подопечных с уведомлением о том, чтобы они забрали детей на каникулы. Все ответили быстро, кроме одного — того самого «элегантного джентльмена» — Конуэя Фицгиббона из Мэй-Парка, что в Мидленде — отца Матильды. Более того, через две недели ее собственное письмо вернулось с пометкой о том, что никакого эсквайра, и усадьбы «Мэй-Парк» не существует. После этого события, которое мисс Уилкокс эмоционально обсуждала со своим знакомым, мистером Эллином, она вызвала к себе в кабинет Матильду, и сурово начала ее допрашивать. Девочка упала в обморок от волнения, но мистер Эллин успокоил ее и запретил директрисе продолжать допрос, оставив это на следующий день. В раскрытии этой тайны втянуты вдова Чалфонт добродетельный мистер Эллин.
Именно таким образом заканчивается вторая глава «Эммы», написанная Шарлоттой.
Дальнейшее построение сюжета, включение новых участников событий, психологическая мотивировка событий и поступков людей при наличии всего лишь вступительного фрагмента — задача чрезвычайно сложная и для профессионала. Констанс Сейвери с ней успешно справилась. Практически неощутима «состыковка» двух веков, двух культур в переходе от второй к третьей главе.
В основе истории, рассказанной уже Сейвери, знакомый по викторианским романам и по романам самой Бронте мотив «семейной тайны», борьбы добра и зла, история ощутившей собственное достоинство женщины. Современный автор мастерски распутывает причудливые линии судеб всех обозначенных Шарлоттой персонажей и, главное, придумывает свою версию истории той, кого зовут Эмма.
Эмма по версии Сейвери — роковое, демоническое начало, воплощенное в образе падчерицы миссис Чалфонт. Именно она, Эмма, разрушает благополучие своей мачехи, терзая ее своей ревностью к отцу. В итоге — совершено преступление: в ночь рождения долгожданной дочери молодой еще миссис Чалфонт младенца объявляют мертворожденным. Эмма выкрадывает ребенка и тайно отдает его своей бездетной подруге, которая и воспитала девочку, появившуюся под именем Матильды Фицгиббон в пансионе мисс Уилкокс. К счастью, время и упорство мистера Эллина помогают разобраться в том, кто есть кто. Виновные обнаружены, Матильда находит свою мать, а Эмма, мучаясь угрызениями совести, раскаивается и жаждет искупить свою вину. В результате — всеобщее примирение, счастливое замужество Матильды, рождение ее дочери, которую в знак объединяющей всех любви и всепрощения называют Эмма.
По версии Клер Бойлен, несчастного ребенка приютила бездетная вдова Изабелла Челфонт. Жизнь этой дамы была полна трагических и радостных событий, встреч и утрат, загадок и открытий. Исповедь пожилой женщины заставила девочку вспомнить, что ее настоящее имя Эмма. В ходе поисков родителей Эмма раскрывает ошеломляющие секреты, которые шокируют весь Лондон…